Глеб Бородин
Не мышонка? Не лягушку?
Судя по всему, идею президента сетевая общественность поддержала довольно вяло, хотя сообщение о начале конкурса "творческих проектов веб-сайта Президента РФ" облетело сотни сайтов Рунета. Если не считать глупую историю с потерянной соб@кой, можно сказать, сетевые издания фактически игнорируют конкурс: так, пара-тройка новостей о жюри, и все. "Страна.ру", кажется, единственное СМИ, которое постоянно подогревает в читателях интерес к нему: активно крутит баннеры с адресом konkurs.strana.ru, публикует интервью с членами жюри, одним словом, пропагандирует предложение президента, как умеет. Дело, впрочем, не столько в отсутствии интереса к конкурсу, сколько в отсутствии регулярной информации о ходе этой инициативы президента.

Собственно, всю информацию о ходе конкурса публика узнает из уст членов его жюри. Причем, как раз из тех интервью в "Стране.ру". Хотя на самом деле должна получать ее от организатора, в роли которого выступает пресс-служба президента. Сейчас уже не имеет значения, что корреспондент "Рунетки" еще 11 марта пытался обратиться в пресс-службу за более подробной информацией о конкурсе и техническими деталями, но получил отказ: попросили подождать до появления официального сообщения, где ответов на наши вопроса не оказалось. Интересно, что когда недавно мы снова попытались узнать о ходе конкурса, то спустя двое суток после того, как были заданы вопросы, услышали от дежурного следующее: "У вас была неправильная форма запроса. Вы задали вопросы в устной форме по телефону. Все вопросы прессы по данному вопросу только по e-mail, указанному на существующем сайте конкурса. В другом виде вопросы не принимаются. Вопросы будут рассмотрены в порядке общей очереди".

Ответ пресс-службы наводит на кощунственную мысль: либо в пресс-службе вообще нет человека, который занимается конкурсом, либо он есть, но настолько занят еще чем-то, что ничего не успевает. Идея с конкурсом принадлежала, видимо, лично президенту: если бы ее придумал ФЭП, истории с неправильным адресом не было бы вообще, а правила и члены жюри стали известны до начала конкурса. Подозреваю, что ФЭП в лице "Страны.ру" подключился к конкурсу уже в процессе, видя, как пресс-служба президента буквально "топит" великолепную по своей креативности идею. Схожие мысли высказал и Александр Плющев, член жюри, в интервью "Рунетке":
– Думаю, все делалось спонтанно, без какого-либо плана. Это говорит о том, что идея конкурса – чистой воды экспромт Путина. Даже спустя несколько дней после его слов во время онлайновой пресс-конференции, его администрация по-видимому, не знает, что делать с этой идеей.

Возглавляющий "Рамблер" Михаил Ханов, один из членов жюри, в интервью "Стране.ру" говорит о том, что на конкурс "сейчас в основном приходят письма типа "мне 15 лет, я решил принять участие в конкурсе на сайт Президента, предлагаю сделать его на основе моей домашней страницы". Что касается качества предложений и заявок, то оно ниже среднего". Жаль, конечно, что конкурс проходит "за закрытыми дверями" и мы сами не можем познакомиться и оценить присланные работы. Авторы, кстати, самостоятельно решают эту проблему. Но, судя по качеству работ, профессионалы в конкурсе не участвуют. Артемий Лебедев в интервью той же "Стране.ру" объясняет это "столичным снобизмом": "Столичных это не то чтобы совсем не волнует, я думаю, что у них есть самые разные мотивы".

Как мне кажется, столичный снобизм здесь не причем. Играет роль, например, то, что работа победителя оплачена не будет. Все-таки одной чести именоваться "разработчиком официального сайта президента" недостаточно. Есть и еще одна причина. Дмитрий Иванов, руководитель интернет-департамента Фонда эффективной политики, опять же на страницах "Страны.ру" говорит следующее: "Вообще же этот проект интересен не только непосредственным результатом – созданием сайта, сколько как PR-кампания, возможность в течение всего времени проведения конкурса поддерживать интерес как сетевого сообщества". Если Иванов действительно знает, о чем идет речь и знаком с внутренней кухней конкурса, его слова можно считать признанием, разоблачающим истинные намерения организаторов.

Если это так и цель организаторов конкурса очередная "PR-кампания" Путина, не стоит рассчитывать на то, что мы получим в результате сайт президента (именно президента, а не Путина и его феномена), отвечающий современным требованиям, и, чем черт не шутит, намекающий на перспективу электронного правительства в России. Михаил Ханов даже считает, что президентский "сайт не должен быть построен «по последнему слову техники". А в пункте 5.2 "Положения о конкурсе" прописано, что "победителю конкурса будет предложено принять участие в дальнейшей разработке веб-сайта Президента Российской Федерации". Надо понимать, это значит: работа победителя будет дорабатываться совместно с пресс-службой, и что за зверушка получиться в результате – предсказать довольно сложно.

Более разумное решение, на которое могла бы пойти пресс-служба президента, желая получить действительно приличный сайт, состояло бы в объявлении конкурса для профессионалов. Думаю, многие профессиональные столичные студии за разумную плату и право именоваться "разработчиком официального сайта президента" приняли бы в нем участие. То же самое не помешало бы сделать и многим другим государственным ведомствам: объявить публичный тендер на разработку своего сайта.

Для того, чтобы к вам пришли гости и принесли подарки, недостаточно крикнуть из окна "У меня день рождения!". Народный конкурс редко дает хороший результат. Члены жюри считают, что срок проведения конкурса по разным причинам будет увеличен на два-три месяца.

Глеб Бородин.

 

Ниже – полная версия интервью, взятого какое-то время назад "Рунеткой" у Александра Плющева, автора "Эхонета" и члена жюри конкурса. Без купюр и с запятыми.

– Как вы думаете, почему жюри было набрано спустя неделю после начала конкурса?

Это вопрос к организаторам конкурса. Я могу предположить, что таков был хитрый замысел, но, думаю, все делалось спонтанно, без какого-либо плана. Это говорит о том, что идея конкурса - чистой воды экспромт Путина. Даже спустя несколько дней после его слов во время онлайновой пресс-конференции, его администрация по-видимому, не знает, что делать с этой идеей. Жюри – не организаторы, они судьи. Тем не менее, если у меня будет возможность сказать своим коллегам по жюри свои (да и не только свои, в Сети уже много мнений по этому поводу) замечания я сделаю это.

– Каким по вашим представлениям должен быть сайт президента России? Что должен он содержать кроме тех требований, которые предъявила пресс-служба - геральдические цвета флага РФ и т.п.?
Мне кажется, он должен быть наименее официозным, насколько это возможно, конечно. Президент (неважно, Путин это или нет) - это не только функция, но и человек. Далее я написал целый абзац, но потом удалил его, чтобы своими словами не давить на тех, кто будет участвовать в конкурсе. Лично у меня какой-то концепции подобного сайта нет и поэтому мне очень интересно, что же предложат другие. Кстати, уже предлагают.

– Вам известно, когда и в какой форме будет первое заседание жюри?
Не знаю, в пресс-службе Президента мне сказали, что оно будет, но когда и в какой форме это опять же к организаторам. По логике не имеет смысла проводить его до завершения приема конкурсных работ, раз он уже идет. То есть до 12 апреля.

– Пресс-служба давала вам понять, что она ждет от вас?
Нет, пока о нашей компетенции речь не шла.

- Как вы считаете, почему конкурс, заявленный как общенародный, проходит "за закрытыми дверями": из пресс-службы нет практически никакой информации о том, сколько работ уже прислано и т.п.?
Думаю, это не злой умысел, а проблема организации. У организаторов совершенно нет опыта в подобных делах, вот отсюда и результат. Многим потенциальным участникам не ясны условия, по этому поводу поступает очень много вопросов по тому самому печально известному адресу konkurs@kremlin.ru и я не знаю, отвечают ли им. Кстати, очень здорово, что "снизу" образовался и альтернативный проект, и, правда "народный" конкурс на vova.spb.ru.

– На что будет похож результат конкурса? Как вы себе его представляете?
Пока никак. Очень надеюсь, что проекты (думаю, их будет несколько), которые победят в конкурсе, будут достойными, извините за банальность. Но, вполне может статься, что идея останется нереализованной или профанированной. Ну, например. Поскольку условия конкурса непонятны для большинства его участников, огромная часть претендентов не примет участия. Из оставшихся какая-то часть сделает явно "не то", и жюри, разумеется, признает это. А среди остальных победит "кто-то свой", поскольку, "свой-то" всегда знает, чего от него хотят организаторы. Вот последнего я как член жюри попытаюсь не допустить или уж точно не буду участвовать в этом.


Свежие статьи: